glossaryGlossary

Практикум 3: Эмбриональное развитие человека


home

ПРАКТИКУМ 3
Развитие человека
Система мать-плод

ЛЕКЦИЯ 1
Тема: Половые клетки
Разделы:
Введение в курс эмбриологии
Терминология
Половые клетки и их развития и строение

ЛЕКЦИЯ 2

Тема: Введение в анатомию и гистофизиологию половой системы человека
Разделы:
Гистофизиология женской половой системы
Гистофизиология мужской половой системы

ЛЕКЦИЯ 3
Тема: Развитие низших позвоночных
Разделы:
Развитие ланцетника
Развитие амфибий
Развитие птиц

ЛЕКЦИЯ 4
Тема:
Развитие высших позвоночных
Разделы:
Развитие птиц
Развитие млекопитающих

ЛЕКЦИЯ 5
Тема: Развитие человека
Разделы:
Оплодотворение
Дробление и имплантация
Гаструляция и плацентация
Органогенез

ЛЕКЦИЯ 6
Тема: Развитие плаценты и тканей внезародышевых органов человека
Разделы:
Амнион
Аллантоис
Хорион
Желточный мешок
Плацента

ЛЕКЦИЯ 7
Тема: Вопросы сравнительной
и медицинской эмбриологии
Разделы: Общие закономерности развития человек и других животных
Критические периоды развития
Аномалии развития

ПРАКТИКУМ 1

Половая система
Половые клетки
Мужская
Женская

ПРАКТИКУМ 2

Развитие ланцетника
Развитие амфибий
Развитие птиц
Развитие млекопитающих


Цель занятия

Знать основные этапы эмбриогенеза человека. Обратить внимание на гетерохронное развитие клеток зародыша и материала внезародышевых органов. Уметь объяснить механизмы имплантации и плацентации, критические периоды развития человека. Иметь представления об аномалиях развития человека.

Работа с таблицами и препаратами. Ориентировочная основа действий

Практикум: Эмбриональное развитие человека

Задание 1. Учебная таблица "Зародышевый пузырек (бластоциста) человека". Рассмотреть на таблице и зарисовать зародыш человека на стадии бластоцисты. Отметить наличие одного слоя светлых клеток трофобласта, расположенных по периферии пузырька, и скопление темных клеток эмбриобласта, прилегающих к трофобласту. Обратить внимание на наличие большой полости в зародышевом пузырьке. Обозначить: светлые клетки трофобласта, темные клетки эмбриобласта, полость зародышевого пузырька.

Задание 2. Учебная таблица "7,5- дневный зародыш человека". Рассмотреть и зарисовать с таблицы зародыш человека 7,5 дней развития. Отметить наличие симпластического трофобласта с первичными ворсинками, полости зародышевого пузырька, а также выделившиеся из эмбриобласта в результате начавшейся гаструляции внезародышевую мезодерму, детерминированный зачаток энтодермы, наружный слой зародышевого диска с амниотическим пузырьком. Обратить внимание, что зародыш на этой стадии частично имплантирован в слизистую оболочку матки. На рисунке обозначить: симпластический трофобласт, первичные ворсинки трофобласта, полость зародышевого пузырька, зачаток внезародышевой мезодермы, зачаток энтодермы, наружный слой зародышевого диска, амниотический пузырек.

Задание 3. Учебная таблица "11,5-дневный зародыш человека". Рассмотреть и зарисовать с таблицы 11,5-дневный зародыш человека. Убедиться в гетерохронности развития зародышевых и внезародышевых зачатков у человека. Изучить строение симпластического и клеточного трофобласта и прилежащей к нему внезародышевой мезенхимы. Обратить внимание на продолжающееся на этой стадии дробление в наружном слое эмбриобласта, увеличение размеров амниотического пузырька и наметившуюся тенденцию к сворачиванию в трубку зачатка энтодермы. На рисунке сделать обозначения: симпластотрофобласт, цитотрофобласт, внезародышевая мезенхима, зачаток энтодермы, наружный слой зародышевого диска, амниотический пузырек.

 

Задание 4. Учебная таблица "15-дневный зародыш человека". Рассмотреть и зарисовать с таблицы 15- дневный зародыш человека. Отметить хорион, состоящий из трофобластического эпителия и мезенхимы, его вторичные ворсинки и мезенхимный тяж от хориона к телу зародыша (амниотическая ножка). Найти желточный пузырек, выстланный желточным эпителием, и амниотический пузырек, выстланный амниотическим эпителием. Рассмотреть зародышевый щиток, материал которого находится в процессе гаструляции. На рисунке обозначить: трофобластический эпителий, мезенхиму, вторичные ворсинки хориона, амниотическую ножку, амниотический пузырек, амниотический эпителий, желточный пузырек, желточный эпителий, зародышевый щиток.

Задание 5. Учебная таблица " Зародышевые оболочки. Плод человека в матке". Зарисовать и обозначить тело плода, пуповину (а в ней - желточный мешок и аллантоис), амнион, гладкую и ворсинчатую части хориона, основную часть отпадающей оболочки матки, лакуны, сумочную (капсулярную) и париетальную (пристеночную) части отпадающей оболочки, полость матки.

Задание 6. Препарат "Пуповина" (окраска: гематоксилин и эозин). Препарат изучить под малым увеличением, зарисовать и сделать обозначения: амниотический эпителий, вартонов студень, две пупочные артерии и одна вена, остатки аллантоиса и желточного мешка.

Описание препарата

Препарат представляет собой поперечный срез пуповины. Снаружи она покрыта амниотическим эпителием, клетки которого плотно прилежат друг к другу. Строму (основу) пуповины составляет слизистая соединительная ткань (вартонов студень), в которой проходят две артерии (с толстыми стенками) и одна вена (ее стенка тоньше, чем у артерии). Иногда могут встречаться остатки двух провизорных органов - аллантоиса и желточного мешка.

Задание 7. Препарат "Гемохориальная плацента. Плодная часть" (окраска: гематоксилин и эозин). Под малым увеличением рассмотреть и зарисовать участок плодной части плаценты. Сделать следующие обозначения: пластинка мезенхимы (хориальная), покрытая амниотическим эпителием, третичные ворсинки хориона, трофобластический эпителий и соединительная ткань ворсинок, сосуды ворсинок, лакуны. Отдельно под большим увеличением зарисовать третичную ворсинку хориона и обозначить детали ее строения.

Описание препарата

Основную площадь препарата занимают срезанные в различных плоскостях третичные ворсинки хориона, покрытые трофобластическим (хориальным) эпителием, состоящим из цито- и симпластотрофобласта. Строму ворсинки образует рыхлая волокнистая соединительная ткань, в которой проходят сосуды плода. Вокруг ворсинок располагаются лакуны, заполненные кровью матери (в некоторых участках препарата лакуны могут не содержать крови, что связано с процессом обработки материала). На одной из сторон среза располагается покрытая амниотическим эпителием пластинка мезенхимы розово-красного цвета, от которой отходят ворсинки хориона. В пластинке находятся сосуды плода, направляющиеся от пуповины к ворсинкам хориона и обратно.

Задание 8. Препарат "Гемохориальная плацента. Материнская часть" (окраска: гематоксилин и эозин). В отличие от предыдущего препарата в этой части плаценты нет хориальной пластинки, но присутствует фрагмент основной отпадающей оболочки матки, где находятся скопления крупных округлых децидуальных клеток со слабо базофильными ядрами. Зарисовать участок препарата под малым увеличением и обозначить: третичные ворсинки хориона, трофобластический эпителий и соединительная ткань ворсинок, сосуды ворсинок, лакуны, основная отпадающая оболочка с децидуальными клетками.

Материалы для самоконтроля

Какова периодизация внутриутробного развития человека?

Дробление в эмбриогенезе человека. Строение бластоцисты.

Гаструляция в эмбриогенезе человека.

Что относится к провизорным органам человека, их строение и функции?

Строение пуповины и ее значение.

Развитие, строение и функции плаценты человека. Маточно- плацентарный гистион.

Значение теории критических периодов эмбриогенеза (П.Г.Светлов) для практической медицины.

 

 

 

Вопрос 3. Назовите структурные элементы 14,5-дневного
зародыша человека, обозначенные на рисунке цифрами 1-6.

Учебно-исследовательские задачи

Возможно ли оплодотворение у женщины с облитерацией (закрытием просвета) обоих яйцеводов, произошедшей в результате воспалительного процесса?

Представлены препараты плодной и материнской частей плаценты. По каким признакам можно их различить?

Перечень дополнительных демонстрационных препаратов по эмбриологии (демонстрируются на лекции).

Зародыш курицы на стадии первичной полоски (18 часов инкубации). Плоский тотальный препарат
(окраска: кармин).

Яйцеклетка млекопитающего (окраска: азокармин по Гейденгайну).

Зародыш млекопитающего на стадии 2-4 бластомеров.

Зародыш млекопитающего на стадии бластоцисты.

Зародыш человека на стадии образования осевого комплекса зачатков (5-6 недель).

Гистогенез и органогенез. Эмбрион человека 8-9 недель развития.

Материал к решению кoнтрольных вопросов, тестов и ситуационных задач, анимацию основных эмбриологических процессов, гистологические препараты, и др. можно найти в электронном учебнике (CD-ROM) в разделе "Введение в гистологию органов и систем", далее раздел "Эмбриология". Нажатием на активную область осуществляется переход на новую страницу, где находятся учебные материалы. Также приводятся ссылки на ресурсы интернет по биологии развития.

Заключение

В результате изучения материала Вы знаете механизмы развития половых клеток и их реактивные свойства; основные этапы эмбриогенеза человека. Можете объяснить механизмы имплантации и плацентации, гаструляции и образования провизорных органов; имеете знания о критических периодах развития человека. Четко представляете топографию зародышевых листков и эмбриональных зачатков тканей.

 

 

 

Ресурсы Интернет по Эмбриологии

База изображений эмбрионов человека -

Ранние этапы развития человека

Интернет-
Справочник



up to page                     

Hosted by uCoz