glossaryGlossary

Введение в Эмбриологию
(сайт в процессе оформления)

home

ЛЕКЦИЯ 1
Тема: Половые клетки
Разделы:
Введение в курс эмбриологии
Терминология
Половые клетки и их развития и строение

ЛЕКЦИЯ 2

Тема: Введение в анатомию и гистофизиологию половой системы человека
Разделы:
Гистофизиология женской половой системы
Гистофизиология мужской половой системы

ЛЕКЦИЯ 3
Тема: Развитие низших позвоночных
Разделы:
Развитие ланцетника
Развитие амфибий
Развитие птиц

ЛЕКЦИЯ 4
Тема:
Развитие высших позвоночных
Разделы:
Развитие птиц
Развитие млекопитающих

ЛЕКЦИЯ 5
Тема: Развитие человека
Разделы:
Оплодотворение
Дробление и имплантация
Гаструляция и плацентация
Органогенез

ЛЕКЦИЯ 6
Тема: Развитие плаценты и тканей внезародышевых органов человека
Разделы:
Амнион
Аллантоис
Хорион
Желточный мешок
Плацента

ЛЕКЦИЯ 7
Тема: Вопросы сравнительной
и медицинской эмбриологии
Разделы: Общие закономерности развития человек и других животных
Критические периоды развития
Аномалии развития

ПРАКТИКУМ 1

Половая система
Половые клетки:
а) мужские
б) женские

Мужская половая система
Женская половая система

ПРАКТИКУМ 2

Развитие ланцетника
Развитие амфибий
Развитие птиц
Развитие млекопитающих

ПРАКТИКУМ 3

Развитие человека
Система мать-плод

В программе по гистологии высшего медицинского учебного заведения курсу эмбриологии отведено около 11-12% общего учебного времени. У обучаемого должно сформироваться представление об аномалиях и пороках развития человека, факторах внешней и внутренней среды, влияющих на нормальных ход эмбриогенеза. Разумеется, в рамках отведенных часов изложить материал, достаточно полно отражающий всю сложность индивидуального развития позвоночных и человека, не представляется возможным. Большое значение в образовательном процессе отводится самоподготовке, внеаудиторным формам работы и элективным курсам по эмбриологии человека и позвоночных и эмбриональному органогенезу. Частично закономерности органогенеза рассматриваются в курсе нормальной анатомии человека, биологии, клинических дисциплинах. Однако фундаментальные представления об эволюционном усложнении эмбрионального развития позвоночных, критических периодах развития человека и его органных систем, эмбриональном гистогенезе и органогенезе, механизмах компенсации нарушенных функций и регенерации даются в курсе гистологии.

Население России растет не быстрыми темпами, к тому же многие факторы экологического и социального характера, а также отсутствие сексуального здоровья населения отражаются на потомстве. В частности, статистика свидетельствует, что часть новорожденных имеет те или иные отклонения в здоровье; бесплодием страдает каждая 7 - 8 семья. Одной из причин бесплодия является высокий уровень абортов. Так, число абортов в России в 8 - 10 раз больше, чем в Европе и превышает 3 млн. абортов в год. В этой ситуации задача преподавателей состоит в том, чтобы дать будущим врачам твердые знания о возрастных особенностях развития плода и новорожденных, механизмах возникновения нарушений развития и уродств, влияния факторов среды на развитие плода и новорожденных, пропаганда здорового образа жизни супругов, о способах лечения и профилактики мужского и женского бесплодия. Однако все это положительно отразится на народонаселении, если будут обеспечены условия для поддержки сексуального здоровья - “сочетания физических, эмоциональных и социальных аспектов сексуальной жизни, которое позитивно обогащает личность, способствует взаимопониманию и любви” (определение ВОЗ).

Иллюстрации к текстам лекций частично выполнены авторами, художником В.И.Тюлюкиным. Оригиналы иллюстраций, в том числе с изменениями и дополнениями, заимствованы из предыдущих учебных изданий по эмбриологии ( А.Г. Кнорре. Краткий очерк эмбриологии человека.- Л., Медгиз, изд. 2-е, 1967; Б.М. Пэттен. Эмбриология человека.- М.: Медгиз, 1959; Б.П. Токин. Общая эмбриология. Изд. 3-е, перераб. Учебник для биол. специальностей ун-тов.- М.: Высш. школа, 1977; К.Г. Газарян и Л.В. Белоусов. Биология индивидуального развития животных.- М.: Высш. шк., 1983; А.А.Клишов. Гистология человека. Учебник.- Л.: ВМедА, 1989; T.W. Sadler. Langman’s Medical Embryology. Sixth Edition.- Williams & Wilkins, 1990 и некоторых других). Большой учебный материал, иллюстрирующий основные эмбриологические процессы в виде анимации, можно найти в электронном учебнике “Гистология человека в мультимедиа” (Р.К. Данилов, А.А.Клишов, Т.Г.Боровая, версии 1.6, изд. 1977 и 2.1 изд. 2000). Эмбриологическая терминология составлена на основе ранее изданного словаря с необходимыми дополнениями и уточнениями (А.А.Клишов. Краткий эмбриологический словарь. - Куйбышев, 1972). Кроме того, в списке литературы приводятся ссылки на источники информации по эмбриологии в сети Интернет. Большой список аналогичных ссылок с комментариями по содержанию можно найти в вышеупомянутом электронном учебнике и на страницах Интернет-сайта MorphoMed, если читатель подключен к сети Интернет
(URL: http://wwwwin.wplus.net/pp/MediaMedic).

Авторы с благодарностью примут все критические замечания и пожелания (e-mail: rdanilov@mail.wplus.net, tbor@online.stack.net).

 

(Сайт находится в процессе оформления)

earth.gif (6489 bytes)
Известно, что, если в 1955 г. в Мире насчитывалось 2.8 млрд. человек, то в 1999 г. население земного шара достигло 6 млрд., то есть увеличивалось на 80 млн. в год и к 2025 г. предполагается общее население числом 8 млрд. В 1999 г. каждую секунду рождалось 5 детей.

Ресурсы Интернет по Эмбриологии

База изображений эмбрионов человека-

Ранние этапы развития человека

Интернет-
Справочник

Сервер для Морфологов

 


im_up.gif (1717 bytes)                      

Hosted by uCoz